Они являются знаками, представителями полноценных денег. Исторически бумажные деньги возникли из металлического обращения и появились в обороте как заместители ранее находившихся в обращении серебряных или золотых монет. Объективная возможность обращения заместителей действительных денег возникла из особенностей функции денег как средства обращения, где деньги являются посредником в обмене товаров. Превращение возможности в действительность представляет собой длительный исторический процесс, который охватывает следующие этапы: I этап — стирание монет, в результате чего полноценная монета превращается в знак стоимости; II этап — сознательная порча металлических монет государственной властью, т.е. снижение металлического содержания монет с целью получения дополнительного дохода в казну; III этап — выпуск казначейством бумажных денег с принудительным курсом с целью получения эмиссионного дохода. Для внедрения в обращение ничего не стоящей бумажки государство прошло огромный путь между выпуском первых монет (Лидия, VII в. до н.э.) и первых бумажных денег (Китай, XII в. н.э., Европа и Америка — XVII — XVIII вв. н.э.). В России бумажные деньги (ассигнации) были введены в 1769 г. В современный период бумажные деньги в виде казначейских билетов сохранились лишь в 10 странах (США, Италия, Индия, Индонезия и др.). Сущность бумажных денег (казначейских билетов) заключается в том, что это - денежные знаки, выпускаемые для покрытия бюджетного дефицита и обычно не разменные на металл, но наделенные государством принудительным курсом. Следовательно, особенность бумажных денег состоит в том, что они, будучи лишенными самостоятельной стоимости, снабжены государством принудительным курсом, а поэтому приобретают представительную стоимость в обращении и выполняют роль покупательного и платежного средства. Эмитентами бумажных денег являются либо государственное казначейство, либо центральные банки. В первом случае государство прямо использует выпуск бумажных денег для покрытия своих расходов. Во втором случае оно это делает косвенно: центральный банк выпускает неразменные банкноты и предоставляет их в ссуду государству, которое направляет их на свои бюджетные расходы. Разность между номинальной стоимостью выпущенных бумажных денег и стоимостью их выпуска (расходы на бумагу и печатание) образует эмиссионный доход, являющийся существенным элементом государственных доходов. Экономическая природа бумажных денег такова, что исключает возможность устойчивого бумажно-денежного обращения. Во-первых, выпуск бумажных денег не регулируется потребностью товарооборота в деньгах; во-вторых, отсутствует механизм автоматического изъятия излишка бумажных денег из обращения. Поскольку бумажные деньги обычно выпускаются для финансирования государства, покрытия бюджетного дефицита, размеры их эмиссии зависят от потребностей государства в финансовых ресурсах, а не от потребностей товарного и платежного оборота в деньгах. Потребности оборота в деньгах могут остаться неизменными или даже уменьшиться, но потребности государства в денежных средствах могут возрасти, например, вследствие увеличения военных расходов. Таким образом, увеличение бумажно-денежной массы обычно означает чрезмерный выпуск бумажных денег. Бумажные деньги непригодны к выполнению функции сокровища. и излишек их не может сам уйти из обращения. Попав в обращение, бумажные деньги застревают в каналах обращения, переполняют их и обесцениваются. Таким образом, неустойчивость присуща бумажным деньгам по самой их природе. Особенностями бумажных денег являются их неустойчивость и обесценение, которые могут быть вызваны следующими причинами: избыточный выпуск в обращение; упадок доверия к правительству, которое выпустило деньги; неблагоприятный платежный баланс. Наиболее типичным является инфляционное обесценение бумажных денег, обусловленное их чрезмерной эмиссией. Однако обесценение бумажных денег может быть связано с угрозой свержения государственной власти и утратой населением доверия к ней, а также с неблагоприятным платежным балансом и падением курса национальной валюты.